Лесное хозяйство и лесопользование в России: развилки, драйверы, приоритеты и требования рынков.
Представления о том, что экологические требования и стандарты, активно формировавшиеся с 90-х годов прошлого столетия, могут быть эффективно «обойдены» как путем экспорта экологически несертифицированной продукции в менее экономически развитые страны Африки и Азии, так и путем «подмены» страны происхождения древесины, например на Казахстан, Армению, Турцию, Вьетнам и Индонезию, если не ошибочны, то явно преувеличены.
По разным группам лесопромышленной продукции, вероятно будет устанавливаться собственный баланс интересов. Усложнение и возрастание стоимости логистики продукции лесного комплекса России на новые рынки, также как снижение уровня покупательной способности потребителей на новых рынках будет создавать серьёзные проблемы для сохранения объема и доходности российского лесного экспорта.
На данном этапе идея отказа от международно-признанных систем добровольной лесной сертификации или национальных систем с тем же уровнем экологических стандартов («Лесной эталон») не получила поддержки со стороны Китая, поскольку для экспорта продукции переработки импортированной древесины китайским производителям требуется лесная сертификация, пользующаяся доверием со стороны потребителей и ритейла в странах ЕС и Северной Америки.
Для импорта и переработки в Северо-Западном Китае «серой» и нелегальной российской древесины России исключительно в целях потребления и переработки на внутреннем рынке никакая экологическая сертификация не требуется!
В странах BRICS+: в государствах, ориентирующихся на экспорт продукции с добавленной стоимостью из древесины в развитые страны, много лет развита система и успешно функционирует система добровольной лесной сертификации FSC.
Для экспорта продукции лесного сектора России на «новые рынки Африки», где нет внутренних экологически чувствительных рынков, не нужны неизвестные «национальные системы лесной сертификации», о чем свидетельствует единственный относительно успешный опыт индонезийской национальной системы сертификации LEI, – достаточно использовать уже официально созданные государством инструменты – ЛесЕГАИС и ее преемников.
Важно учитывать, что в Китае и Индии формируются внутренние экологически чувствительные рынки лесной продукции, причем важную роль и на этих рынках играет международный ретейл, в частности ИКЕА.
Предположение, что «наиболее вероятным сценарием станут попытки фактически сохранить торговые отношения при формальном выполнении введенных ограничений» (Гордеев, Пыжев, 2023), не представляется достаточно обоснованным.
14 мая 2024 г. Европейский Союз ввел «антидемпинговую» пошлину в 15,8% в отношении российской фанеры из Казахстана и Турции. Это говорит о том, что гипотеза о фактическом сохранении торговых отношений при формальном выполнении введенных ограничений, вероятно является преувеличением. В отличие от других критических для европейских стран направлений поставок, пока не видны попытки оформить соответствующие исключения из санкций ЕС, поэтому можно допустить реальный отказ от поставок этой продукции (Гордеев, Пыжев, 2023). Оценочно можно предположить дальнейшее снижение доходности экспорта российского лесного комплекса.
К сожалению существуют высокие риски уменьшения инвестиций в переход от экстенсивной к интенсивной модели лесного хозяйства в стране и отказа от части арендованных в лесопромышленных целях лесов, что может привести к еще большему снижению и качества ведения лесного хозяйства, и борьбы с пожарами.
руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, д.г.н., заслуженный эколог РФ, независимый директор – член Совета директоров ОК «РУСАЛ»