Ассоциация производителей машин и оборудования лесопромышленного комплекса

Возрождение профессионального образования инженеров-механиков в России: прогноз

Бюллетень Ассоциации «ЛЕСТЕХ» №7, 2022 г.

Источник публикации – Королев П.В. Возрождение профессионального образования инженеров-механиков в России: прогноз// Деревообработка: технологии, оборудование, менеджмент XXI века [Электронное издание] : труды XVI Международного евразийского симпозиума / под науч. ред. В. Г. Новоселова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный лесотехнический университет. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2021. – С. 57-61.

Более 10 лет назад, на международном китайско-российско-монгольском Форуме инновационного образования (Китай, г. Хух-Хото), организаторы просили автора поделиться опытом и воспоминаниями о методах подготовки инженерных кадров в СССР, а также рассказать о современном состоянии и уровне подготовки инженерных кадров для экономики России.

Во время знакомства с китайскими университетами автора больше всего поразило не качество и количество оборудования и лабораторий, не уровень финансирования исследовательских работ аспирантов, не вид студенческого городка и качество жизни в нем студентов, не количество иностранных студентов, а только одна фраза китайского профессора: «…когда вы в России разрушите свое высшее образование, мы (китайцы) поможем Вам его восстановить, если вы обратитесь к нам за помощью…» [1].

Эта фраза подтолкнула автора к разработке и использованию инновационных методов обучения студентов [2–5], а также к учету опыта зарубежных стран, в которые эмигрировали бывшие преподаватели ИрНИТУ [6, 7].

Несмотря на эти попытки, ситуация с профессиональным образованием инженеров-механиков не улучшается, а с каждым годом становится все хуже [8]. Осталось совсем немного времени до того момента, когда преподавателям будут говорить не в устной форме, а в письменной, о том, что: «…обучение студентов в высшей школе не является приоритетной задачей преподавателя…», а оценка труда преподавателя зависит, как говорят коллеги, от «публикаторской активности».

Участвуя в работе ГЭКа в соседнем вузе и общаясь с их преподавателями, видно, что подобные проблемы возникают у всех. На протяжении ряда лет автор проводит анкетирование и тестирование студентов. Последнее тестирование студентов-механиков очной формы обучения в 2020 г. по дисциплине «Прикладная механика» показало следующее:

- в 6 группах из 143 студентов 14% составляют студенты-иностранцы из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении;

- курсовой проект по дисциплине «Прикладная механика» самостоятельно выполнили 18% студентов;

- 57% студентов заплатили деньги и купили курсовой проект в Интернете. Меньшая часть студентов объясняет, что им проще заплатить деньги за курсовой проект, чем выполнять его самостоятельно, а большая часть студентов просто физически не может выполнить курсовой проект, так как им не хватает полученных ранее знаний. Все студенты отмечали, что дистанционное обучение, введенное из-за COVID-19, не позволило изучить сдаваемые дисциплины, в частности «Теоретическую механику»;

- 25% студентов вообще не приступали к выполнению курсового проекта, прекрасно зная, что отчисление студентов запрещено, а сдавать курсовой проект они могут до начала защиты диплома на пятом курсе;

- уровень знаний по математике и физике у большинства студентов-иностранцев очень низкий, кроме того, за исключением студентов из Кыргызстана, студенты из Узбекистана, Таджикистана и Туркмении плохо владеют русским языком. В этом случае перед преподавателем стоит дилемма: вести занятия и «поднимать уровень знаний» иностранных студентов до среднего уровня российских студентов или «опускать уровень знаний» российских студентов;

- в это сложно поверить, но руководство факультета приняло решение исключить из программы обучения инженеров-механиков такую дисциплину, как «Сопротивление материалов» по той причине, что 50% студентов не могут сдать экзамен по этой дисциплине. Объясняется такая ситуация просто: 54% поступивших в университет абитуриентов имели баллы ЕГЭ по математике на уровне 2 и 3 по пятибалльной системе оценивания, а мировой опыт говорит о том, что: «… если студент не понимает математики, то он не способен стать инженером»;

- исключение дисциплины «Сопротивление материалов», в свою очередь, приводит к тому, что при выполнении курсового проекта студенты не понимают таких вещей, как расчет на прочность деталей машин, напряжение, предельное напряжение, допустимое напряжение, эпюры и т.д.

Тестирование студентов заочной формы обучения в количестве 183 человек показало, что:

- 100% студентов заплатили деньги и купили курсовой проект в Интернете, а при защите не могут пояснить даже, что требуется выполнить и что изображено на схеме задания в курсовом проекте;

- на заочной форме обучается большое количество студентов из Казахстана, так как в Казахстане запретили заочную форму обучения с 1 января 2019 г., а вузы Казахстана переходят на дистанционную форму обучения.

Ежегодно руководство университета доводит до сотрудников кафедр «плановые показатели на учебный год», в которых требуют от преподавателя обеспечить уровень успеваемости не ниже 85%, а уровень отчисляемых студентов за неуспеваемость – не более 10%. Эта ситуация приводит к отрицательной селекции среди преподавателей, а именно: часть преподавателей сделала свой выбор и быстро перестроилась: успеваемость во время сдачи сессии у них возросла до 95% и даже 100%, рассуждая так: «раз руководство университета интересует не качество и уровень знаний студентов, а процент успеваемости», то мы будем выполнять то, что требуют. Правда, иногда случаются курьезные случаи: преподаватель жалуется, что не может добиться 100% успеваемости - он готов поставить положительную оценку за экзамен, но студент не был на его занятиях ни разу и даже не идет получать положительную экзаменационную оценку.

В этой ситуации крупная вертикально интегрированная энергетическая компания отказалась принимать на работу выпускников университета по специальности инженер-энергетик. Компания организовала для своих будущих работников при университете учебно-исследовательский центр, в котором студенты получают дополнительные образовательные услуги в области технологического проектирования энергетического оборудования [9]. Но такие расходы по «доучиванию» студентов могут позволить себе не все работодатели.

Тестирование и анкетирование студентов показывает, что с каждым годом ситуация в сфере профессиональной подготовки инженеров-механиков только ухудшается, но дна еще не достигли. Так как есть еще небольшое количество студентов, планирующих свою будущую карьеру и старающихся повысить свой уровень образования [10].

Большая часть студентов покупает в Интернете не только курсовые проекты, в том числе и по специальным дисциплинам, но даже простые рефераты. Таким образом, они не получают умения самостоятельно мыслить и решать стандартные задачи и выполнять проекты, т. е. такие выпускники университета не состоятся как будущие инженеры. Но большая часть вины в этой ситуации лежит не на студентах. Автор не раз сталкивался с многократными предложениями с различных сайтов в Интернете о возможности легкого заработка путем написания дипломов, курсовых проектов и решения контрольных задач для студентов.

Многолетний опыт сбора и анализа фактов, приведенных в вышеназванных работах [1–10], позволяет сделать два прогноза в сфере профессиональной подготовки инженеров-механиков: краткосрочный прогноз на 5–7 лет и долгосрочный на 8–15 лет.

Краткосрочный прогноз

Ситуация будет медленно ухудшаться, по словам академика РАН, ректора Сколковского института науки и технологий Александра Петровича Кулешова, «…Россия в плане подготовки инженерных кадров оказалась на задворках цивилизации» [11]. С большой долей вероятности можно предположить, что национальный проект РФ «Образование» на 2019–2024 гг. не достигнет своей цели, а именно: «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Причины недостижения цели проанализированы не будут, ответственные за реализацию проекта наказаны не будут, а будет принят очередной национальный проект на следующие 6 лет. Очень вероятно, что к разработке очередного проекта не будут допущены профессионалы из сферы образования. Опыт Казахстана по внедрению дистанционного высшего образования постараются также широко использовать в России без учета того, что во всем мире такая система обучения используется в основном для повышения квалификации.

Долгосрочный прогноз

Через 10–15 лет в России не останется инженеров и ученых, которые своим трудом создали такой «задел» во многих областях науки и техники, который до сих пор используют эффективные менеджеры. Эти инженеры и ученые или уехали за рубеж, или уйдут на пенсию по возрасту.

Новые инженеры смогут только эксплуатировать зарубежную технику, а создавать отечественные образцы машиностроительной продукции им будет уже не под силу. Они не смогут разрабатывать новые технологии, а будут стараться адаптировать заимствованные и не самые передовые технологии. В дальнейшем работодатели будут отказываться и от услуг этих посредственных инженеров, а, следовательно, будет сокращаться не только область приложения их сил, но, главное, будет сокращаться потребность в их количестве.

В результате российский сектор науки деградирует, а большинство отраслей промышленности отстанет не только от развитых, но и от развивающихся стран. В России появятся вакансии не дворников и строителей, а вакансии инженеров и технологов. Эти вакансии будут заполняться иностранными специалистами или российскими специалистами, получившими высшее образование за рубежом.

Помощь у Китая по восстановлению высшего образования просить не будут, а приступят к процессу оптимизации числа российских вузов, так как их выпускники будут все менее востребованными. Оставшиеся вузы станут в лучшем случае тьютерами зарубежных университетов.

Автор считает, что для создания в России новой инженерной школы потребуется минимум 20–30 лет при условии «внешней» поддержки, в противном случае разрыв в подготовке инженерных кадров с передовыми странами будет только увеличиваться.

Павел Королев
ИрНИТУ, г. Иркутск

Библиографический список

ПОДЕЛИТЬСЯ

В числе экспертов Ассоциации:

Фото эксперта Алексей Бирман
Алексей Бирман
Доктор технических наук, профессор
[email protected]
Фото эксперта Алексей Артеменков
Алексей Артеменков
Доцент кафедры «Технологии материалов, конструкций и сооружений из древесины» СПбГЛТУ имени С. М. Кирова
[email protected]
Фото эксперта Андрей Фёдоров
Андрей Фёдоров
ООО «Шлифовальная техника»
[email protected]

Ассоциация «ЛЕСТЕХ»: [email protected]