Ассоциация производителей машин и оборудования лесопромышленного комплекса

Повышение эффективности подготовки операторов лесных машин

Бюллетень Ассоциации «ЛЕСТЕХ» №4, 2021 г.
СибГУ им. М.Ф. Решетнева

Источник публикации - Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Лесоэксплуатация и комплексное использование древесины».

Ссылка для цитирования - Григорьев И.В., Войнаш С.А. Повышение эффективности подготовки операторов лесных машин//В сборнике: Лесоэксплуатация и комплексное использование древесины. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 62-66.

Развивающаяся большими темпами в России машинизация лесосечных работ остро ставит проблему нехватки квалифицированных операторов, которым не страшно доверить технику, стоимостью несколько десятков миллионов рублей. Для подготовки к управлению современными лесозаготовительными машинами необходимо не только подбирать кандидатов с определенным складом характера, но и постоянно обучать специалистов передовым практикам работы, постоянно повышая их квалификацию.

Одной из причин, сдерживающих продажи лесной техники, в том числе харвестеров и форвардеров, является недостаток на рынке труда подготовленных операторов. И компании – производители лесозаготовительной техники, и их дилеры заинтересованы в скорейшем решении этой проблемы, сдерживающей развитие отрасли.

Анализируя передовые практики подготовки операторов современных лесных машин можно выделить ключевые моменты в подборе кандидатов и методах их подготовки.

На первом этапе операторов необходимо обучить приемам работы – валке, раскряжевке, сборке пакета. Для корректного и эффективного обучения будущим операторам необходимо предоставить современные машины, характеризуемые стабильностью эксплуатации, и изначально необходимо научить оператора чувствовать машину [1].

Исходя из этого принципа, обучение должно включать теоретический курс, во время которого даются знания программного обеспечения машины, с получением навыков ввода в бортовой компьютер сортиментных таблиц, калибровки харвестерной головки, настройки работы техники под индивидуальные особенности оператора. Это требует регулярного технического обслуживания машин, поэтому важно, чтобы оператор получил навык самостоятельного решения возникающих технических проблем, для чего требуется развитие у него навыка диагностирования типичных поломок [2]. После этого необходимо обучение техническому обслуживанию машин, устройству и принципам работы гидросхемы и электросхемы. После теоретического курса, обучающимся следует пройти также курс практической подготовки, в лесу, желательно, со сложным рельефом, на болотистых местах. Это позволит оператором почувствовать машину, не бояться ее, а итоговый коэффициент использования машины должен в итоге составлять 85-95% от времени полезной работы.

Когда руководство лесозаготовительного предприятия подбирает кандидатуры для обучения на операторов сортиментной техники, необходимо понимать, что эти кандидаты должны обладать навыками работы с компьютером и компьютерными программами хотя бы на уровне пользователя. Также надо хорошо осознавать, что харвестер и форвардер – это единый комплекс машин [3], и при подготовке операторов кандидатуры будущих специалистов необходимо дополнительно тестировать или оценивать, подбирая их таким образом, чтобы они эффективно работали единой командой в будущем.

Поиск хороших кандидатов – важное условие для последующей эффективной эксплуатации машин. Желательно, чтобы у кандидата в операторы было лесоводственное или техническое образование, лучше высшее. Хорошо образованный оператор может улучшать как собственные показатели, так и показатели коллег, а позже он может стать хорошим мастером или менеджером в компании. И, напротив, недостаток базовых знаний приведет к замедлению процесса обучения, что может привести к низкой производительности управляемой им машины в долгосрочной перспективе.

При выборе кандидатов в операторы можно использовать тесты на определение личности. Современные тесты имеют доказанную высокую эффективность и их использование особенно полезно для выявления черт характера, которые не подходят для такой работы. Это требует определенных расходов, но они не сравнимы с затратами на обучение неподходящего кандидата.

Изначально, когда группа людей от лесозаготовительного предприятия приходит в учебный центр обучаться на операторов – обычно еще нет определенности в том, на какой именно машине (харвестере или форвардере) они будут специализироваться. Очень часто этот выбор осуществляется в процессе обучения на основании рекомендаций инструкторов учебного центра.

Если обучающийся совсем не знаком с компьютером и программами, но хорошо понимает принципы обслуживания машины, «знает, что такое работа с железом», то ему оптимально обучаться работе на форвардере. Это связано с тем, что при работе на форвардере оператор минимально сталкивается с программным обеспечением лесозаготовительной техники.

С одной стороны, работа на форвардере легче, потому что сама машина и ее программное обеспечение проще. Но работа на форвардере требует знания особенностей перемещения по различным почвогрунтам, что приводит к необходимости до начала работы рассчитывания всех маршрутов передвижения по лесосеке [4].

Так, например, оператор харвестера зная площадь и расположение лесосеки, определяет, где должны располагаться волока, и его задача правильно рассчитать начало работы. После обработки первого дерева операции однотипно повторяются. Оператору форвардера необходимо же рассчитать место расположения магистрального трелевочного волока, его примыкание к лесовозному усу, как он должен выходить на магистральный волок, как заезжать на погрузочный пункт, как разложить штабели с учетом эксплуатационного запаса древесины на лесосеке, что является весьма сложной многокритериальной задачей [5].

Неправильно подготовленный оператор форвардера, который заезжает на лесосеку только с задачей взять сортименты и вывести их к дороге, может попросту застрять в почвогрунте.

Принципиальным отличием работы оператора форвардера является то, что он не столько должен работать с компьютерными программами, сколько должен уметь глобально думать. В сравнении с этой задачей, настройка манипулятора и его использование – не самая сложная задача.

Успех обучения во многом зависит от мотивации обучающегося. Обучающемуся на оператора лесной машины, прежде всего, необходимо желание работать. Основная физическая трудность – это в течение длинной смены, длящейся иногда 10-11 часов, отсидеть в машине. Это достаточно тяжело, несмотря на прекрасную эргономику современной лесозаготовительной техники, наличие в ней кондиционера, и т.д.

Обычно из 10 обучаемых приступить к работе могут 6-7 человек, а будут работать эффективно только 2 или 3 подготовленных специалиста.

Надо отметить, что на оператора может выучиться и человек в достаточно солидном возрасте. Раньше считалось, что после сорока лет учить на оператора нецелесообразно, т.к. у человека снижается скорость реакции и принятия решений. Для эффективной работы на современных харвестерах и форвардерах, необходимы, прежде всего, желание работать и дисциплинированность. Снижение скорости реакции вполне может быть компенсировано настройками работы машины, в частности гидроманипулятора.

Игорь Григорьев, д.т.н., проф. АГАТУ

Сергей Войнаш, инженер НГАУ

Список использованной литературы

ПОДЕЛИТЬСЯ

В числе экспертов Ассоциации:

Фото эксперта Владимир Волынский
Владимир Волынский
Кандидат технических наук, доцент
[email protected]
Фото эксперта Александр Тамби
Александр Тамби
Руководитель Ассоциации «ЛЕСТЕХ», д.т.н.
[email protected]
Фото эксперта Александр Саливоник
Александр Саливоник
Заместитель руководителя дивизиона «Деревообработка» по производству, ПАО «Сегежа Групп»
[email protected]

Ассоциация «ЛЕСТЕХ»: [email protected]