Тенденции рынка гофроупаковки, влияние глобальных экономических факторов и внутренних запросов ритейла обсудили эксперты в ходе пленарной сессии «Картон и гофрокартон: сырье, производство, применение», состоявшейся в рамках форума «Индустрия упаковки 2025. Векторы развития» на выставке RosUpack 2025.
МИРОВАЯ ПРАКТИКА
По данным глобальной платформы статистических данных Statista, мировой объем производства бумаги и картона растет. По прогнозам экспертов, производство будет расти и в последующие годы. Происходит это за счет упаковочных материалов: классического коробочного, тарного, картона для мешков и гофрокартона, обозначил в своем докладе один из спикеров сессии – заместитель директора по продажам и маркетингу компании «Ново Пакаджинг ББ» Алексей Пономарев.
Среди мировых трендов, влияющих на рынок гофроупаковки, эксперт назвал развитие электронной торговли, рост населения планеты и урбанизацию.
В мире рост рынка гофроупаковки для интернет-торговли к 2029 г. ожидается на уровне 9,5%, опережая рост рынка упаковки из бумаги и картона в два раза. «В лидерах – Турция, Бразилия, Индия, Латинская Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион. Там рынок интернет-торговли будет расти сильнее всего, что позитивно скажется на производстве», – подчеркнул представитель компании «Ново Пакаджинг ББ».
Еще один фактор, который способствует росту рынка гофропродукции в мире – госрегулирование. Так, по словам спикера, в некоторых штатах Северной Америки полностью запрещено использование гибкого пластика. Европа предпринимает попытки ограничить использование отдельных его видов. В Китае реализуют закон против излишней упаковки.
РОССИЙСКИЙ РЫНОК
Говоря о российском рынке, Алексей Пономарев обратил внимание, что еще год назад вторым по значимости драйвером роста производства гофрокартона были товары для дома и ремонта. Сегодня из-за повышения ключевой ставки ЦБ и торможения динамики строительства жилья картина серьезно изменилась.
За первое полугодие рынок гофроупаковки показал падение по этому виду товаров, а также другим сегментам: электронике и технике, алкогольной продукции. По расчетам «Ново Пакаджинг ББ», совокупное падение потребления упаковки из гофрокартона по всем отраслям, без учета онлайн-торговли, в 2025 г. составит 1,2%. Основной фактор – снижение объема ввода жилья, которое, в свою очередь, сильно отражается на рынке непродовольственных товаров, использующих гофроупаковку. Также население отказывается от покупки некоторых продуктов питания и напитков, из-за этого сокращается их производство и спрос на тару.
Ожидаемый рост рынка гофропродукции в конце 2025 г., по оценке аналитиков «Ново Пакаджинг ББ», составит 2–2,5%. Главным его двигателем так же, как и во всем мире, является рынок электронной коммерции.
«Почти на треть рынок упаковки для онлайна определяется потребностями маркетплейса Wildberries. В их случае упаковка нужна для внутренних логистических целей, поэтому она очень простая с точки зрения конструкции и дизайна», – подчеркнул Алексей Пономарев.
Продолжая тему, эксперт отметил, что в разное время игроки рынка, в том числе иностранные, искали инновационные, технологические, конструкторские и дизайнерские решения, чтобы придать дополнительную ценность гофроупаковке для онлайн-торговли. Сегодня подобную упаковку использует, например, сеть парфюмерных супермаркетов «Золотое яблоко», но это нишевой продукт, не влияющий на рынок в целом.
Еще один мировой тренд, который характерен и для нашей страны – урбанизация. Как подчеркнул Алексей Пономарев, если жители сел и деревень чаще всего покупают продукты и товары народного потребления на ярмарках, то городское население – в магазинах, куда продукты доставляются в упаковках. За последние 30 лет процент населения, переехавших из сельской местности в город, увеличился незначительно – с 73 до 75%.
РИТЕЙЛ ДИКТУЕТ
Сегодня стандарт для упаковочной отрасли, по словам Алексея Пономарева, задают две крупные продуктовые сети. «У каждой из них десятки тысяч торговых точек по всей стране, один из ключевых моментов – оптимизация расходов. Решать эту задачу позволяет SRP-упаковка, которую легко открыть и подготовить к выкладке на полку силами небольшого количества персонала. Это не капризы или прихоти ритейлера, а реальные инструменты экономической эффективности», — отметил Пономарев.
Подводя итог, Алексей Пономарев отметил, что рынок гофропродукции растет, однако типы упаковок для онлайн-торговли имеют тенденцию к примитивизации. Яркую инновационную упаковку требуют современные офлайн-продажи. В сухом остатке: простота для онлайна, инновации для офлайна.
«В целом рынок глобально не поменяется. Однако с этого года производители гофроупаковки должны будут заплатить свой первый экосбор, в связи с чем среди них растет интерес к гофроупаковке из вторичного сырья», – завершил свое выступление спикер.
Таким образом, рынок гофроупаковки остается динамичным, реагируя на глобальные вызовы и локальные изменения. Рост электронной коммерции, ужесточение экологического регулирования и трансформация потребительского поведения продолжают формировать спрос, смещая акценты в сторону простых и экономичных решений. В то же время традиционный ритейл сохраняет запрос на инновации, что создает разнонаправленные векторы развития отрасли.
Несмотря на ожидаемый умеренный рост в России, ключевым драйвером останется онлайн-торговля, а новые факторы, такие как экосбор, будут стимулировать пересмотреть подходы к производству. Бизнесу предстоит балансировать между экономической эффективностью, экологичностью и требованиями рынка.
Подготовлено UpackUnion