У каждого из нас есть свое мнение по таким вопросам, как использование искусственного интеллекта (ИИ) в образовании и к чему это может привести. Имея за плечами диплом инженера и кандидата технических наук с аббревиатурой СССР, можно, конечно, ужасаться уровню современного инженерного образования, но, с другой стороны, советское образование также научило нас тому, что прогресс не остановить и бороться против него бесполезно. Поэтому имеет смысл прислушаться к мнению своих коллег – преподавателей, специалистов-производственников, административно-управленческому персоналу вуза, а также, что очень важно, к мнению студентов.
Полный текст публикации и ссылка для цитирования – Королев П.В. Мнение студентов и преподавателей об использовании искусственного интеллекта (ИИ) в образовании: к чему нам готовиться //Деревообработка: технологии, оборудование, менеджмент XXI века : труды XVIII Международного евразийского симпозиума / под науч. ред. В. Г. Новоселова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный лесотехнический университет. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2023. - 4,57 Мb. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Текст: электронный. – С. 173–177.
Для получения более конкретных ответов, задавался вопрос не об ИИ, нейросетях, а о конкретном чат-боте: ChatGPT, который способен анализировать заданные вопросы, давать на них подробные ответы, выдавать готовые письменные решения, начиная от задач по математике или физике, и заканчивая курсовыми проектами и дипломной работой. Опрос более двухсот человек (90 % из них студенты) показал, что разброс мнений по отношению к использованию ИИ в образовании очень большой.
Административно-управленческий персонал вуза за использование ChatGPT в образовании, так как резко возрастет успеваемость и снизится процент отчисляемых студентов. О качестве полученного студентами образования эта категория сотрудников вуза как не беспокоится в настоящее время, так и не будет беспокоиться в будущем. Кроме того, у некоторой части этой группы специалистов есть надежда, что ИИ поможет заменить преподавателя, а следовательно, сэкономит бюджетные расходы вуза.
Специалисты-производственники являются наиболее консервативной группой среди опрошенных людей. Они объясняют свое отрицательное отношение к использованию ИИ в образовании тем, что, несмотря на различные реформы в высшем образовании, с каждым годом получают молодых специалистов со все более низким уровнем знаний и умений, которых приходится доучивать в специально создаваемых центрах.
Преподаватели вуза в начале опроса немного «ворчат» о том, что студенты все работы будут списывать. Но когда им приводишь пример о том, как сами преподаватели сдают тесты при дистанционном обучении на курсах повышения квалификации – вопросы по тестам читают на одном компьютере, а ответы ищут на планшете, то преподаватели соглашаются с тем, что если ChatGPT соединить с учебником по соответствующей дисциплине, то это только поможет студенту разобраться в каждой теме, которую он не понял во время лекции, а спросить преподавателя постеснялся или не успел. В этом случае студент может задавать вопросы ChatGPT в режиме 24/7, пока не устанет сам. Кроме того, ChatGPT сможет также беспристрастно проверять готовые студенческие работы, а у преподавателя высвободится время для общения со студентами и разбора тех тем, в которых студенты полностью не разобрались. ИИ также сможет анализировать ошибки студентов при выполнении контрольных и курсовых работ и вносить рекомендации в методику обучения студентов и содержание лекционных курсов, т. е. ИИ должен стать помощником преподавателю.
Мне было очень интересно послушать мнение студентов, так как мы скоро уйдем из системы образования, а новых студентов будут обучать как раз сегодняшние студенты. Итак, мнения и предложения студентов в виде тезисов, с небольшой редакторской правкой по орфографии:
- думаю, что главный фактор (по использованию ИИ в образовании) — это принять неизбежное: время идет вперед, и новые технологии переворачивают наши взгляды на систему образования;
- без сомнения, в настоящее время ИИ необходимо использовать в образовании, так как без него будет невозможен прогресс и развитие общества и сферы информационных технологий;
- ИИ бурно развивается и скоро вытеснит человека из многих областей трудовой рутинной деятельности;
- в настоящее время в России нет свободного доступа к ChatGPT, но любой школьник сможет обойти эти препятствия;
- предлагается последовать примеру одного из вузов Санкт-Петербурга, где вместо экзаменов студенты сдают тесты;
- многие студенты используют ChatGPT или иные возможности ИИ для выполнения контрольных работ, написания рефератов или курсовых проектов, а преподаватели этого даже не замечают;
- две практики студента-горняка показали, что значительный объем информации, который преподают в вузе, во время практик не применялся, как будет использоваться этот объем информации во время настоящей работы – сказать не могу;
- студенты считают, что главная задача инженера — это уметь искать информацию под поставленные локальные задачи, а не зубрить тонну ненужной информации, которую после сдачи работ студент моментально забывает;
- преподаватель должен не заставлять студента зубрить информацию, а учить студента, помогая ему разобраться в сложных вопросах;
- на своем опыте скажу, что я и мое окружение прибегало к помощи ChatGPT. Однако необходимо умение пользоваться этим помощником и проверять его ответы, так как случается, что иногда выдаются неверные результаты на определенный запрос;
- аналогичная проблема появилась не так давно с использованием возможностей интернета: как действовать в условиях, когда студент может найти информацию за минуту, не прибегая к помощи обычной библиотеки;
- результаты обсуждения студентов с родителями вопроса использования ИИ в образовании показывают, что раньше люди были умнее, а современный человек разучился думать; за время одного поколения люди разучились красиво писать, но научились быстро набирать текст на клавиатуре; разучились считать в уме; перестали читать книги; не умеют грамотно писать на родном языке; испытывают трудности с поиском информации вне интернета; перестали самостоятельно обобщать и анализировать большой объем информации и делать выводы;
- можно предположить, что с появлением ChatGPT студенты станут еще более инфантильными и умение искать и анализировать информацию полностью перейдет к роботам;
- совет студента преподавателю: при сдаче работы, выполненной с помощью ChatGPT, преподаватель должен задавать массу вопросов, чтобы проверить знания студента;
- совет студента преподавателю: больше уделять времени общению между студентом и преподавателем при обсуждении сложных тем;
- совет студента преподавателю: объективной оценкой понимания студентом какой-то темы является ситуация, в которой студент выступает в роли преподавателя и объясняет тему остальным студентам;
- многие студенты могут решить определенную задачу и найти ответ, используя известные формулы, но объяснить, почему эту задачу необходимо решать именно так, сможет далеко не каждый;
- студенты прекрасно понимают возможные проблемы использования ИИ в образовании и высказывают опасения о том, что ИИ может привести к высокому уровню безработицы, восстанию машин и глобальному противостоянию между человечеством и роботами.
ВЫВОДЫ
1. Запрещать ChatGPT нельзя. Это первая ласточка из большого числа появляющихся чат-ботов, экономящих силы и облегчающих затраты времени для студентов.
2. Считаю, что ChatGPT очень хорошая вещь как для образования, так и для студента и преподавателя. ChatGPT необходимо использовать, нарабатывая практику общения между студентами и преподавателем. Кроме того, например, я бы сам с удовольствием позадавал ChatGPT огромное число вопросов.
3. ChatGPT — очень плохая вещь для нашей системы образования, ее необходимо перестраивать. Положительный результат перестройки нашей системы образования будет только в том случае, если к ней допустят профессионалов из преподавательской среды.
4. Использование ИИ в обучении студентов в настоящее время в России находится в зачаточном состоянии. Мы будем узнавать все подробности об использовании ИИ в обучении, возникающих проблемах и путях их решения по данным, поступающим из зарубежных вузов. А наш первый опыт использования простых основ ИИ в образовании можно посмотреть на примере дистанционного обучения во время недавней эпидемии: входной контроль знаний студентов после дистанционного обучения показал, что материалы, которые студенты изучали и сдавали дистанционно, ими не освоены практически полностью. Изучение последующих дисциплин после дистанционного обучения сильно затруднено.
5. ChatGPT - очень плохая вещь для тех людей, которые в настоящее время очень некачественно и с ошибками, но за большие деньги «штампуют» студенческие работы: контрольные задачи, рефераты, курсовые проекты и дипломные работы. Например, мне на электронную почту постоянно приходят предложения «по выполнению студенческих работ по механике с зарплатой 150 тыс. руб.». По моим данным, 100% студентов-заочников покупают курсовые проекты, а среди студентов-дневников таких примерно 70–80%.
6. Пока только теоретически могу спрогнозировать такую ситуацию: все преподаватели-профессионалы уйдут из государственных вузов в частные вузы, где уровень образования будет удовлетворять потребности предприятий, а реальная зарплата преподавателей будет соответствовать средней зарплате в РФ согласно статистике. Государственные вузы в такой ситуации начнут мучительно умирать. Если попытаетесь меня переубедить, то отсылаю вас к нашей медицине: там такой прогноз уже осуществлен: квалифицированную помощь сейчас можно получить только в платных медицинских центрах. В государственных медучреждениях профессионалов-медиков почти нет, все ушли в частные медицинские центры.
Павел Королев,
ИрНИТУ, г. Иркутск