Как и когда запустить новое производство? Какой продукт сейчас востребован на рынке? Какие технологии и оборудование подобрать? На эти и другие вопросы знают ответ в Zetta Consulting. Компания с 2021 г. оказывает консультационные услуги в области стратегического, операционного и технологического консалтинга.
Zetta Consulting является членом СРО и имеет право осуществлять подготовку проектной и рабочей документации, состоит в партнерских отношениях с крупными консалтинговыми и инжиниринговыми компаниями, поставщиками оборудования для предприятий ЛПК. В область компетенций и экспертизы входят: лесозаготовка, лесопиление, производство биотоплива и древесных плит, целлюлозы, бумаги и картона.
Подробнее о том, как Zetta Consulting готова сотрудничать с предприятиями ЦБП, а также о ситуации в лесопромышленном комплексе – рассказали управляющий партнер, эксперт в области технологии и реализации проектов в ЦБП Константин Иванов, специализирующийся на технологии и R&D, и управляющий партнер, эксперт в области стратегического управления Андрей Заутер, специализирующийся на направлениях стратегии и развития.
Компания Zetta Consulting молодая. Расскажите историю ее появления. Что стало предпосылкой для ее создания?
Андрей Заутер: В нашей компании два направления. Константин Иванов по образованию химик-технолог, работал на Соломбальском ЦБК, соответственно, обладает глубокими профильными знаниями в отрасли. Я же консультант с индустриальным опытом, работал в крупных промышленных и консалтинговых компаниях, был причастен к разработке стратегии Лесного комплекса РФ, проводил исследования для банков, которые обосновывали необходимость создания того или иного предприятия. В какой-то момент нас свела судьба. Объединив стратегические, коммерческие, рыночные знания со знаниями технологии, производства и оборудования, мы создали компанию Zetta Consulting. И получилось, как у самолета, два крыла. Одно, то есть я, отвечает за разработку концепции, развитие бизнес-идей, понимание рынков и дальнейшее движение в следующие переделы или новые рынки. Второе – Константин Иванов, отвечает за техническую часть: подбор оборудования, технологическую концепцию, поиск новых решений, выполнение научных исследований. Получается подход полного цикла, а такое в консалтинге встречается довольно редко.
Константин Иванов: Позволю скромно заметить, что я кандидат технических наук в области химической переработки древесины, 18 лет неотрывно связан с проектами в целлюлозно-бумажной промышленности для лидеров нашей отрасли, таких как Группа «Илим», Архангельский ЦБК, Segezha Group, Карелия Палп и др. Это товарная целлюлоза, различного рода картоны, бумага и деривативы из целлюлозы. Последние пять лет мне пришлось погрузиться и в мир технологий механической переработки древесины. Когда мы с Андреем Заутером начали вместе работать и создавали компанию, у нас сформировался широчайший спектр услуг, которые мы смогли предложить для всех переделов ЛПК: от заготовки круглых лесоматериалов, выпуска пиломатериалов и плит до производства целлюлозы, картона, бумаги. Формируя в 2021 г. компанию, мы назвали ее Zetta только потому, что это созвучно последней букве латинского алфавита. На тот момент к нам обращались клиенты, которые уже потеряли все надежды на получение финансирования или реализацию своего проекта. Мы были их последним шансом. Было несколько таких задач на старте, где мы собирали сложные проекты, представляли их кредитной организации и получали финансирование.
На этой базе сформировалась наша особенность: мы беремся за непростые комплексные проекты, пытаемся в них разобраться, объяснить, перевести на язык цифр, финансов, стратегов, маркетологов, чтобы в банке производственники были услышаны, могли получить помощь.
С какими отраслями промышленности Вы работаете и какие услуги им оказываете? Что готовы предложить целлюлозно-бумажной промышленности?
Андрей Заутер: Ключевой отраслью для нас является лесопромышленный комплекс. Есть и проекты, связанные с химическими, энергетическими производствами, утилизацией мусора и концепцией ESG. Компания Zetta Consulting проводит маркетинговые исследования рынка по любой номенклатуре продукции, которая может производиться на предприятии целлюлозно-бумажной промышленности. Так, есть исследования по товарной целлюлозе, тарным картонам, как макулатурным, так и целлюлозным, БХТММ, специальным видам целлюлозно-бумажной продукции и пр. Оцениваем местных производителей, уровень импорта, углубляемся в себестоимость. Можем оказывать услуги по всей цепочке создания стоимости. Мы сталкиваемся с ситуацией, например, когда предприятия потребляют один тип древесины, а находятся в зоне, где произрастает другой. Понимая процессы, связанные в том числе и с заготовкой, и с деревообработкой, помогаем клиентам разрабатывать комплексные производственные программы, направленные на развитие всей цепочки.
Так, для одного из предприятий Zetta Consulting написала полноценную стратегию развития, где были затронуты вопросы сырьевого обеспечения, продуктовой линейки, и, соответственно, рынков, на которые эта продуктовая линейка может поставляться. И мы как раз пришли к ситуации, когда предприятие производило монопродукт, представленный на определенном количестве рынков. Такое положение подвергало компанию опасности повторить историю российских предприятий, которые обанкротились и прекратили существование. В совместной работе с собственником и менеджментом мы разработали подход, позволяющий использовать текущее оборудование для производства новых продуктов, с которыми можно зайти в новые ниши на новых рынках. Таким образом происходит диверсификация номенклатуры, появляются новые потребители, формируются другое видение и перспективы.
Наши услуги могут быть связаны в том числе со стратегией сырьевого обеспечения, как по лесной части – первичное волокно, так и по макулатуре – вторичное волокно. Мы хорошо знаем этот сегмент, у нас есть компании-партнеры, с которыми мы взаимодействуем. Благодаря Константину Иванову мы провели большую работу с инжиниринговыми компаниями и с производителями оборудования, чтобы в новых сложившихся условиях рассказывать клиентам о том, каким образом можно адаптировать их оборудование либо инвестировать в строительство нового производства с китайскими, бразильскими или индийскими поставщиками.
Константин Иванов: У нас есть научно-исследовательский консалтинг. Поскольку мы понимаем технологии и процессы в ЦБП, эту нишу тоже закрываем. Также помогаем клиентам находить конкретных конечных покупателей продукции, заключать соглашение о намерениях, а затем на поставку продукции. То есть Zetta Consulting предоставляет полный спектр услуг, необходимых для старта и функционирования бизнеса.
Поделитесь успешными кейсами реализации ваших услуг.
Константин Иванов: Одному крупному лесоперерабатывающему производству в Сибири требовалось кредитное финансирование. Проект находился в переходной стадии реализации – то есть срочно нужны были деньги. Наши специалисты изучили маркетинговую, технологическую, производственную части, проект получил финансирование. Такой подход при реализации проектов стал для нас стандартом.
Мы также занимаемся проектированием в ЦБП. Недавно для одного из предприятий СЗФО мы разработали рабочую документацию по техническому перевооружению бумажного производства, включая 3D-технологическое проектирование, чертежи по строительной части, сметную документацию и др.
Андрей Заутер: В качестве примера можно также привести случай, когда к нам обратился инвестор, мечтавший построить современное лесопильное производство. Он уже владел лесными участками, производством пиломатериалов, бизнесом, связанным с перевозками и продажей, торговым домом. Мы предложили объединить ему все компании в один холдинг и нарастить сырьевую базу. Подобрали технологическое решение, производителя оборудования, разработали концепцию, бизнес-план, предложили комплексный формат, который позволял бы эффективно перерабатывать все доступное сырье, которое у него было. В итоге получилась площадка замкнутого цикла, на которой производят несколько видов номенклатур продуктов: пиломатериалы, пеллеты, плиты, что позволило организовать безотходное производство. Также провели для него рыночные исследования по всем вырабатываемым продуктам и показали всевозможные рынки сбыта, на которые он может выходить.
Вы сказали, что занимаетесь разработкой ESG-концепции для компаний. Насколько востребована эта услуга? На ваш взгляд, ESG – это новый тренд или необходимость?
Андрей Заутер: Для российских компаний это больше необходимость, если они получают специальное «зеленое» финансирование. Если мы говорим про международную повестку, то это именно тренд, который сейчас в большинстве стран достаточно активно продвигается. Например, на Ближнем Востоке, в ОАЭ и Саудовской Аравии – развита зеленая повестка. Это один из трендов с точки зрения избавления от большого количества пластика, особенно в ритейле, доставке. Переход на «более зеленые» технологии. Для разных рынков, с моей точки зрения, формируются разные запросы.
Как вы сами оцениваете ситуацию на рынке ЛПК, в частности ЦБП? Какие проблемы испытывает отрасль, что происходит положительного?
Андрей Заутер: Из позитивного, что меня радует как эксперта: несмотря на все сложности, лесопромышленный комплекс остается экспортно-ориентированным. Мы видим взаимодействие на рынке, компании продолжают работать, находят новых клиентов и рынки сбыта. Никто из крупных предприятий ЦБП не остановился. Это говорит о том, что менеджмент смог адаптироваться к турбулентности последних двух лет.
Что происходит? Отрасль находится в стадии самой крупной трансформации за последние 30 лет. Уходят западные компании, что влечет перераспределение собственности. Появляются финансово-промышленные группы, которые раньше не работали в этой сфере. Соответственно, отрасль обретает совершенно иное состояние: формируются новые альянсы, концепции, и, я считаю, это будет продолжаться еще какое-то время. Для российских производителей отрезаны наиболее маржинальные рынки. И для большинства компаний самым большим вызовом сейчас становится необходимость переориентации. Одна из услуг Zetta Consulting заключается в помощи переоценки рыночных стратегий, и демонстрации, какие рынки для компаний доступны. Это требует в том числе перестройки команды, маркетинговой стратегии и стратегии продаж.
Константин Иванов: Когда закончилась пандемия коронавируса, многие компании задумали серьезные модернизации, технические перевооружения, строительство новых линий. И затем, после начала СВО, все приостановилось, и крупные игроки рынка взяли паузу, стали наблюдать за ситуацией, поставили инвестиционные проекты «на паузу». В это время к нам поступало много обращений по теме маркетинга, поиска новых ниш и рынков, оптимальных логистических решений.
И вот в конце прошлого и в этом году многие участники рынка уже сформировали свои новые планы с учетом текущей ситуации, изменений на рынке оборудования, продажи своей продукции. Стали известны сроки реализации новых проектов. В частности, SFT Group, например, в конце 2023 г. обозначила свою новую стратегию. Буквально на днях Архангельский ЦБК озвучил новые сроки реализации крупного проекта по модернизации и строительству новой «макулатурной» КДМ. «Сезар-Инвест» объявил о том, что планирует производить флафф-целлюлозу в Республике Коми. То есть мы сейчас наблюдаем момент, когда игроки «отошли» от воздействия кризиса и стали объявлять о своих новых проектах.
Сейчас важно сосредоточиться на поиске и реализации конкретных проектов с китайскими партнерами. Как только в России запустится один крупный проект с участием партнеров из КНР в целлюлозно-бумажной отрасли – производство целлюлозы или бумажно-картонной продукции, это послужит толчком для других проектов, развития прикладной науки, рынка проектирования, рынка услуг и пр. Мы со своей стороны прикладываем для этого все силы.
Какие тенденции развития целлюлозно-бумажной промышленности при проведении исследований Вы можете отметить?
Константин Иванов: Основная тенденция последних двух лет – это «европозамещение» и поиск партнеров в Китае. Предприятия, с которыми сотрудничает Zetta Consulting, – это комбинаты, выпускающие бумажную и картонную продукцию, они потребляют так называемую «одежду машин» - сукна и сетки, а также химикаты и компоненты, которые нужны для выпуска готовой продукции, в том числе сложных технологических картонов, многослойных картонов. Можно сказать, что на 70–80% отечественные предприятия нашли новых надежных партнеров. Но есть отдельные позиции, например, в автоматизации, работа по которым продолжается.
На северо-западе России существует проблема утилизации березовой древесины, которая раньше уходила в Финляндию. Там из нее производилась мебель, бумага, картон, и продукция далее экспортировалась по всему миру. Теперь, поскольку экспорт березы остановлен, на предприятиях ЛПК скопились березовые балансы, совокупный объем которых оценивается на уровне 3–4 млн м3. Сейчас у предприятий головная боль: что с ними делать? Это тоже будет таким трендом, фактором, который, как мы надеемся, повлияет на создание новых производств, которые будут перерабатывать только березовые балансы.
В истории нашей страны уже была такая ситуация. В начале прошлого века в моем родном Архангельске работало большое количество лесопильных заводов. В городе остро стояла проблема с утилизацией технологической щепы. В 1936 г. был запущен Соломбальский ЦБК, который работал на 100% привозной щепе. Комбинат стал превращать отходы в экспортный продукт – товарную небеленую хвойную целлюлозу. Сейчас, сто лет спустя, перед нами стоит похожая задача. Без сомнения, она будет решена нашей наукой и бизнесом.
Какие планы по развитию собственной компании?
Константин Иванов: Расти и развиваться, конечно. В начале года мы разработали и приняли для себя собственную стратегию, планируем сосредоточиться на развитии команды, автоматизации собственных бизнес-процессов, повышении внутренней эффективности. В этом году мы планируем представить рынку новый продукт – аналитический отчет об инвестиционной привлекательности основных сегментов ЛПК РФ. Сейчас занимаемся его разработкой и в 4 квартале планируем публикацию. Рады будем предложить этот отчет всем участникам рынка, чтобы показать, что произошло за последние два года, как изменились основные тренды, рынки, производство, потребление, и какие из этих ниш, а мы рассматриваем всю цепочку: пиломатериалы, плиты, товарная целлюлоза, бумага, картон, специальные виды и деривативы, - обладают наиболее высоким потенциалом для инвестирования.
Подготовлено UpackUnion