Ассоциация производителей машин и оборудования лесопромышленного комплекса

Мебельный бизнес-форум. Главные идеи

Бюллетень Ассоциации «ЛЕСТЕХ» №13, 2023 г.

Мероприятие состоялось в Санкт-Петербурге 21–22 июня 2023 г. Организатор: ВО «РЕСТЭК». Партнер бизнес-форума: PR-агентство для компаний лесопромышленного комплекса и мебельной отрасли MediaWood. Основные идеи форума систематизированы MediaWood по выступлениям и материалам участников форума.

Изображение выглядит как Человеческое лицо, одежда, стена, человек

Автоматически созданное описание

2022 г.: МОГЛО БЫТЬ И ХУЖЕ

1. РБК: после кризиса 2015–2016 гг. рынок мебели так и не восстановился, продажи в сопоставимых ценах по-прежнему далеки от 2014 года.

2. Сокращение рынка в 2022 г. составило более 8%. Этот показатель хуже по сравнению с другими секторами отечественного ретейла.

3. Причина падения: снижение реальных доходов россиян. Несмотря на подушку спроса покупателей недвижимости, рынок сжимается, поскольку покупка мебели остается недоступной многим категориям граждан.

4. Чуть больше трети опрошенных россиян столкнулись со снижением зарплат в 2022 г. С уходом зарубежных компаний или заморозкой их деятельности работа многих российских компаний изменилась: предприятия сокращали и оптимизировали свой штат сотрудников и замораживали прием новых сотрудников.

5. Точка роста – стимулирование спроса за счет денежного обеспечения военных.

6. Но! В целом, показатели мебельных фабрик оказались удовлетворительными, учитывая масштаб и глубину событий прошлого года. По данным РБК, значительное снижение объемов импорта мебели в 2022 г. (-32%) помогло поддержать отечественное производство.

7. Отказаться от импорта полностью невозможно, поскольку отечественные производители не смогут закрыть всю нишу, но нужно стремиться.

8. 2022 г. отметился обвалом показателей экспорта мебели из России (-28%). Прежде всего, снизился экспорт мебели в недружественные страны, которые занимали в 2021 г. около 50% всего экспорта российской мебели. Тем не менее, показатели экспорта оказались на уровне 2019–2020 гг. и присутствуют возможности для роста поставок в 2023 году.

Изображение выглядит как в помещении, стена, одежда, мебель

Автоматически созданное описание

2023 г.: ПРОИЗВОДСТВО МЕБЕЛИ РАСТЕТ, НО ПАДАЕТ

9. Так, например, по данным АМДПР падение в стоимостном выражении за январь-апрель 2023 составило -2.1% (за счет снижения цен на 0.4%), а в натуральном выражении, пусть маленький, но рост за тот же период: +0.9%. Прогноз на весь 2023 г.: -3.8% и -2.7% в стоимостном и натуральном выражении, соответственно.

10. Драйвер роста – мебель металлическая для офисов (+12%). Производство деревянной мебели для офисов показало 1% прирост, производство мебели из пластмассовых материалов выросло на 7%. Во всех остальных видах наблюдается падение.

11. В натуральном выражении за 4 месяца 2023 г. выросло производство в группах: кровати металлические (+46%), кухонная мебель (+38%), матрасы и основы матрасные (+7%), мебель деревянная офисная (+9%). Производство корпусной мебели в целом сократилось на 16%. В остальных группах также наблюдается снижение.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, Веб-сайт

Автоматически созданное описание

12. Сильнее всего подорожали кухонные шкафы (+12.2%), а подешевела мебель деревянная для офисов (-10.3%).

13. Розничные продажи мебели в 1 квартале 2023 г.: -9%.

14. Зафиксировано сокращение количества зарегистрированных производителей мебели: юрлиц на 34% (с апреля 2017 г. по январь 2023 г.), количество ИП на 14% (с октября 2017 г. по январь 2023 г.). Количество ликвидированных компаний примерно в 2 раза выше количества вновь созданных. Количество вновь созданных компаний ежегодно снижается.

15. В условиях падения спроса продолжается перераспределение долей рынка в пользу более крупных и устойчивых компаний с существенным запасом финансовой прочности и возможностью оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации.

16. Сетевой мебельный бизнес продолжает вытеснять несетевых и прочих мелких игроков с рынка.

17. По версии «Мебель. Инвестиции. Ритейл», выживают сегодня мебельные компании успешно выходя на маркетплейсы (10%); 25% выручки обеспечиваются за счет работы с дизайнерами интерьера, застройщиками и адресными программами; 70% нового трафика розница получает с онлайн-каналов: ВК, ТГ, Авито.

18. Пенза и область – впереди: и с точки зрения численности занятых в производстве мебели, и с точки зрения поставок туда оборудования. Да, видимо, и с точки зрения объемов производства.

НЕ ТОЛЬКО МЕБЕЛЬ…

Изображение выглядит как одежда, в помещении, стена, мебель

Автоматически созданное описание

19. Выпуск ДСП (включая OSB) сокращается 12 мес. подряд. Прогноз на 2023 год: -3% (до 9 694 тыс. усл. м3).

20. Выпуск ДВП (включая MDF) сокращается 12 мес. подряд. Прогноз на 2023 г.: -11% (до 579 млн усл. м2, что является возвратом на уровень 2017 г., 599 млн усл. м2).

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

21. 2024–2026 гг. станут определяющими для нового миропорядка. Сформируется какая-то новая общемировая экономическая модель, а вот какая – покажет только время.

PR-агентство MediaWood

ПОДЕЛИТЬСЯ

В числе экспертов Ассоциации:

Фото эксперта Виталий Липский
Виталий Липский
Генеральный директор ООО «НЛАРИ»
[email protected]
Фото эксперта Михаил Горбатый
Михаил Горбатый
Главный инженер ООО «НИПИ БИОТИН»
[email protected]
Фото эксперта Андрей Фёдоров
Андрей Фёдоров
ООО «Шлифовальная техника»
[email protected]

Ассоциация «ЛЕСТЕХ»: [email protected]