Новые реалии и экономическая среда продолжают посылать вызовы лесопромышленному комплексу. Ресурсоизбыточность России инициирует, с одной стороны, инвестиционный интерес, но с другой стороны, в текущей ситуации, перерастает в узкое место с точки зрения потребления лесопромышленной продукции.
После исключения европейского рынка из географии продаж продукции российского ЛПК было очевидно для всех, что заместить выпавшие продажи в полном объеме за счет прочих экспортных направлений не получится. Объем потребления и ограниченная платежеспособность домохозяйств не закрывают возможности бизнеса по предложению всей линейки лесопромышленной продукции от круглых лесоматериалов до предметов мебели для своего домашнего рынка.
Именно ограниченность потребления при имеющемся потенциале по предложению российскими предприятиями лесопромышленной и смежной продукции выступила ограничивающим фактором ЛПК в 1 кв. 2023 г. Период с января по начало марта традиционно относится к периоду невысокого потребительского спроса на продукцию ЛПК. Причем как на домашнем рынке, так и на экспортном. Только к началу высоких сезонов в секторе строительных и ремонтных работ, сельскохозяйственной страды и потребительских всплесков летнего сезона отпусков – потребление пиломатериалов, древесных плит и продукции ЦБП начало оживляться.
В 1 кв. 2023 г., после трёхмесячного затишья, неопределенности и напряженности, стали появляться первые осторожные сигналы восстановления, которые выразились в готовности фанерных заводов закупать фанерный кряж вне установленных квот. Это объясняется в первую очередь тем, что сегмент конструкционных плит начал входить в высокий строительный сезон. Именно сегмент фанерного кряжа демонстрирует в настоящее время относительную стабильность. Речь, безусловно, не о восстановлении потребления древесного сырья на уровне 2020–2021 гг., речь всего лишь о стабильных объемах закупки в рамках квот и сниженных на треть от традиционного уровня объемов. Такая стабильность дает заготовителям возможность выстраивать планы по объемам заготовки. Это с одной стороны, а с другой – абсолютно аховая ситуация с реализацией березовых балансов.
Ограниченность потребителей березовых балансов и закрытый экспорт создали существенные трудности в заготовительной деятельности. Продажи стоят, цены ничтожные, заинтересованности в ведении заготовки нет. В рамках квот перерабатывающих производств 1 кв. 2023 г. отработали и ЦБК, и древесно-плитные заводы. Дополнительные объемы к установленным квотам лесозаготовители реализовывать не могли. Такое давление предложения над спросом оказывало давление на цены после снижения во второй половине 2022 г. – цены на все сортиментные позиции круглых лесоматериалов замерли на весь квартал.
Наиболее уверенно продолжает себя чувствовать ЦБП. Ввиду меньшей экспорториентированности отрасль и в 1 кв. продолжала демонстрировать стабильность, которая выразилась в итоговых квартальных производственных показателях. В 1 кв. 2023 г. понижательный тренд в объемах производства целлюлозы, бумаги и картона указывал на влияние на ЦБП санкционных и логистических ограничений, а также ослабление спроса на мировых рынках вследствие очевидного замедления экономического роста. Россия снижает свою зависимость от импорта некоторых видов бумаги и картона. Но процесс импортозамещения продвигается крайне медленно и мало затрагивает малосерийные и нишевые товарные позиции.
WhatWood продолжает утверждать, что один из вопросов, который лесопромышленники должны будут решить в ближайшее время, это развитие спроса на внутреннем рынке, как бы скептически это не звучало. Безусловно, возможности ЛПК ограничены низкой платежеспособностью населения. При активно стимулирующей спрос позиции государства, конечно, этот процесс шел бы в разы быстрее.
Финансовые показатели предприятий ЛПК начали резко ухудшаться с 3 кв. 2022 г., в основном из-за того, что с июля 2022 г. стали закрыты европейские рынки продаж. Согласно предварительной оценке WhatWood, выручка ЛПК России в 2022 г. составила 2,6 трлн руб. (-10% г/г), чистая прибыль сократилась до 307 млрд руб. (-35% г/г).
Основные индексы, характеризующие показатели работы ЛПК России начали оживать в 1 кв. 2023 г. Выручка от продаж продукции ЛПК в 1 кв. 2023 г. выросла на 1% относительно 4 кв. 2022 г. до 458 млрд руб., но это ниже уровня 1 кв. 2022 г. (634 млрд руб.). Наибольший рост в выручке по сравнению с 4 кв. 2022 г. зафиксирован в сегменте производства пиломатериалов (+19% кв/кв до 48 млрд руб.), целлюлозы (+14% до 46 млрд руб.), ДСП / OSB (+31% до 34 млрд руб.), фанеры (+22% до 29 млрд руб.). Отрицательная динамика по выручке, по сравнению с 4 кв. 2022 г., сохранялась в сегментах производства изделий из бумаги и картона (-6% кв/кв до 158 млрд руб.), гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары (-12% кв/кв до 67 млрд руб.), лесозаготовки (-3% кв/кв до 21 млрд руб.), картона (-23% до 23 млрд руб.), ДВП / MDF / HDF (-47 % до 11 млрд руб.).
Практически все сегменты механической обработки древесины скатились в убыточную зону в 3 и 4 кв. 2022 г., и оставались убыточными в 1 кв 2023 г. но с отскоком к околонулевым значениям. Так лесопильная отрасль России завершила 1 кв. 2023 г. с результатом -3,2 млрд руб. (-11 млрд руб. в 4 кв. 2022 г.), фанерная отрасль: -1,7 млрд руб. (1 кв. 2023) и -4,5 млрд руб. в 4 кв. 2022 г. Сегмент ДСП / OSB показал наилучший результат по чистой прибыли, начиная с 1 кв. 2022 г. (в 1 кв. 2023 г: +3,4 млрд руб.). Сегмент лесозаготовки после убыточных 3 и 4 кв. 2022 г., в 1 кв. 2023 г. зафиксировал чистую прибыль в объеме 691 млн руб.).
Подготовлено по материалам ежеквартального аналитического обзора «Лесной комплекс России в 2023 году»
Игорь Новосёлов
Ведущий консультант
Агентство лесопромышленной аналитики WhatWood