Подготовили Александр Тамби, д.т.н., проф. АГАТУ, руководитель Ассоциации ЛЕСТЕХ,
Игорь Григорьев, д. т. н., проф. АГАТУ, Ассоциация «ЛЕСТЕХ»
Лесное законодательство в России 18–19 вв. находилось в состоянии постоянного реформирования, что оказало негативное влияние на развитие культуры использования древесных ресурсов. Постоянное изменение «правил игры» не позволило сформировать традиции и ценности в сфере использования лесов, направленные не на получение сиюминутной выгоды, а на обеспечение постоянного дохода и сохранение преимуществ по обладанию лесными ресурсами для будущих поколений.
До 18 века лесное законодательство на Руси было частью общего законодательства, а сам лес воспринимался в качестве основного строительного материала, сырья для поделок народных промыслов и топлива, но не как ресурс государственного значения. В Киевской Руси, по исследованиям В.М. Кузавкова, лес не считался собственностью, и продукция из древесины принадлежала тому, кто ее срубил и обработал. С появлением княжеских вотчин, лес постепенно становился собственностью государей, князей и царей. Леса могли принадлежать городам, монастырям или крестьянским обществам.
Возникновение крупных городов и поселений привело к тому, что леса вокруг них быстро истощались и для пресечения в них рубок выдавали охранные грамоты. Тогда же появился и оброк за пользование лесными ресурсами, исключая заготовку дров, сухостоя и валежника. По сведениям В.М. Кузавкова – первые таможенные сборы за торговлю продуктами из древесины появились в Новгороде в 1571 г. Торговые пошлины на сплавной лес были введены значительно позже – с 1686 г.
Появлению лесного законодательства Российская империя обязана Петру I, который заложил основы лесного хозяйства в масштабах страны. В условиях отсутствия значительного промышленного использования лесов, до начала 18 в., законодательная база, а также планирование в управлении лесами не требовались ни государству, ни владельцам лесных угодий. С развитием кораблестроения и необходимостью учета строевой древесины для нужд флота изменилось отношение к лесу, который постепенно переходит в разряд стратегически важного ресурса. В работах В.В. Черных, выполнившего анализ Полного собрания законов того времени, отмечается, что одним из первых шагов по сохранению лесного богатства страны было издание Петром I указа о запрете чистки берегов сплавных рек. Этот закон от 1701 г. запрещал заготовку древесины на расстоянии до 30 верст от берега и в большей степени являлся узакониванием сложившихся к тому времени традиций.
Коренным переломом, отмечающимся в работе того же исследователя, указывается издание в 1703 г. указа «Об описи лесов во всех городах и уездах от больших рек в сторону до 50, а от малых до 20 верст». По сути, в этот момент закладывались основы создания органами власти таксационного описания лесов, где особо выделялись заповедные зоны. Незаконная вырубка лесов каралась высокими штрафами и даже смертной казнью, положенной за вырубку дуба, который высокого ценился для нужд флота. Именно Петром I были заложены основы товарной классификации древесины, строго разделяющие растущие деревья на дровяную, толщина которой не превышала 6 вершков (26,67 см) и кораблестроительную, большей толщины, рубка которой на хозяйственные нужды была запрещена. По сути, именно тогда началась разработка основ и внедрения вводимой сегодня системы ЕГАИС. В 1719 г. создано первое управление лесами, в задачи которого, помимо всего прочего входило клеймение деревьев низкого качества, которые не подходили для нужд флота и могли быть заготовлены для использования в народном хозяйстве. Проверка законности рубки древесины определялась по наличию клейма, и выполнялась на реках, где организовывались специальные заставы.
Именно при Петре I все леса, пригодные для кораблестроения, перешли в государственную юрисдикцию. Невзирая на то, что владельцами корабельных рощ были купцы и помещики, они фактически лишились права использования этой древесины.
Для организации контроля над лесами в 1722 г. создана служба вальдмейстеров, которые имели в своем владении леса всего государства и выполняли охранные функции.
Появление указов Петра I связано с развитием промышленности.
С 1656 г. активно строятся корабельные верфи, а к 80-м годам 17 в. запускаются первые пильные мельницы, активно потреблявшие все больше и больше древесины. Не забыты и традиционные технологии – активно развивается углежжение. Все это постоянно увеличивало потребность в древесине промышленности, перешедшей в мануфактурную стадию, и повлекло переход древесного сырья в категорию высоколиквидных товаров.
Несмотря на принимаемые меры по охране лесов, во второй половине 18 в. леса Архангельской губернии, находившиеся вблизи основных водных транспортных артерий, оказались истощены. По исследованиям С. С. Сутягина, это явилось следствием указов Екатерины II, при которых леса были переданы в частную собственность, что предопределило переход от лесоохранения к хищническому истреблению лесных массивов, находящихся в транспортной доступности.
В первой половине 19 в. характер государственной политики в управлении лесами вновь изменяется. Наблюдается переход от модели сбережения корабельных лесов к использованию древесных ресурсов для пополнения казны. Созданный в 1798 г. по приказу Павла I Лесной департамент должен был выполнять работы по охране и сбережению лесов, выполнять их оценку и вести общее лесное управление. Государственную важность лесных ресурсов в то время подчеркивает открытие в 1803 г. в Санкт-Петербурге лесного института. Основной задачей лесного департамента являлось извлечение из лесов максимальной прибыли при развитии внешней и внутренней торговли, вследствие чего леса следовало диверсифицировать по качеству, а также вводилась платная билетная система отпуска древесины по лесным таксам, в том числе и из казенных лесов.
Развитие промышленного производства и появления в 1820 г. лесопильных заводов, работающих от паровых машин, вновь потребовало увеличения объемов заготовки древесины. Древесина используется в промышленном строительстве внутри страны и активно поставляется на экспорт.
В 1826 г. утверждено «Положения о новом устройстве лесной части», ознаменовавшее появление первых лесничеств и проведения внутреннего межевания в казенных дачах, что позволило разделить лесосеки и строевые рощи.
Еще большее увеличение объемов лесозаготовки связано с началом строительства в 1837 г. спичечных предприятий, а с середины 19 века – фанерных производств. Вместе с тем, во второй половине 19 в. лесовладельцы теряют право своевольного перевода лесных земель в другие виды использования, а принятым в 1888 г. «Положением о сбережении лесов» выделяются природоохранные функции лесов и устанавливаются четыре категории защитных лесов. Доля этих защитных лесов очень мала, поскольку сильного измельчения рек не наблюдается, а в отсутствие полного мониторинга невозможно отследить динамику эрозии почвы или изменение количества пахотных земель. В этой связи, лесозаготовителям лишь следует избегать «опустошительных рубок», что само по себе является довольно расплывчатой формулировкой.
Обеспечение предприятий сырьем, а также экспортные поставки древесины приводят к массовой лесозаготовке, пик которой пришелся на 1860–1890 гг., в течение которых лес был заготовлен на площади более 29 млн. гектаров. Вместо него, по данным В. Ерофеева, в 1843–1892 годов в казенных лесах России силами Лесного Департамента было высажено около 170 тысяч гектаров лесных культур, что было явно недостаточно. Сами лесозаготовители на тот момент практически не принимали участие в восстановлении лесных массивов. Катастрофическую ситуацию с лесовосстановлением несколько выправил принятый в 1898 г. закон о лесокультурном залоге, согласно которому лесопромышленники, вырубая лес, обязаны были его восстанавливать за свой счет или вносить средства на его искусственное возобновление.
При оценке состояния лесной промышленности в 18–19 в. видно, что наибольшим вкладом в сохранение лесов для будущих поколений, как и в большинстве других видов промышленности, отметился Петр I, первым осознавшим необходимость диверсифицированного и не истощительного подхода к лесным ресурсам в условиях возникновения промышленного производства. В этот период власти активно ищут баланс между необходимостью сдержать истощительную вырубку вблизи транспортных лесосплавных артерий и пополнением государственной казны. Именно тогда формируется понимание необходимости учета и регулирования в области лесных отношений, проведения очистки лесосек и лесовосстановления. На первый план выходят проблемы расстояний и сложностей учета древесины. Власти приходят к пониманию необходимости разработки механизмов по привлечению лесопользователей к восстановлению лесов после вырубки.